Роман «Наследники»
Название романа Голдинга «Наследники» в точности повторяет название совместного творения Джозефа Конрада и Форда Мэдокса Форда. И это вряд ли случайное совпадение — среди учителей Голдинга именно Конраду принадлежит ведущее место. Но полемизирует в своем новом романе Голдинг с другим выдающимся прозаиком XX века — Гербертом Уэллсом, на что красноречиво указывает эпиграф, взятый из его «Очерка истории». В романе «Наследники» показано развитие тупиковой ветви эволюции человеческого рода в духе мрачного гротеска и одновременно всеохватывающего символа. Это произведение, по меткому наблюдению А. А. Елистратовой, «явственно перекликается через два столетия с руссоистской критикой собственнической цивилизации»3. В романе писатель по-своему, по-голдинговски, то есть с заведомой установкой, осмысливает диалектику исторического пути цивилизации. Он моделирует мир, убеждающий своей рельефностью и правдой, и приходит к выводу: прогресс цивилизации сопряжен с регрессом нравственности и духовности, носителями которых оказываются «рыжие твари», обезьяночеловеки, обреченные на истребление своими более развитыми наследниками.